Профилактика вирусных заболеваний

Для родителей

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) включают большую группу схожих по симптомам заболевания инфекций. Среди этой группы инфекций наиболее тяжело протекает грипп. Заболеваемость ОРВИ и гриппом среди детей ежегодно в 4-5 раз выше. Это обусловлено, прежде всего, возрастным несовершенством иммунных и анатомо-физиологических механизмов, обеспечивающих защиту детского организма от респираторных вирусов.

Чем опасен грипп?

Грипп значительно ослабляет защитные силы организма ребенка и понижает его сопротивляемость к другим болезням. Наиболее опасен грипп осложнениями, которые он может вызвать, особенно среди часто болеющих детей.

 

Среди осложнений, возникающих у детей после гриппа, выделяют:

  • Синуситы
  • Отиты
  • Пневмонии
  • Сердечно-сосудистые заболевания
  • Заболевания центральной нервной системы

Вам следует немедленно обратиться к педиатру:

  • Если у ребенка сохраняется повышенная температура три или четыре дня.
  • Если ребенок жалуется на затрудненное дыхание, ушную боль, заложенность носа и тяжесть в голове или на упорный кашель.

Особого внимания и обязательного медицинского наблюдения требуют маленькие дети, часто и длительно болеющие простудными заболеваниями, а также дети, имеющие хронические заболевания различных органов. При возникновении осложнений после гриппа у детей рекомендуется, даже при удовлетворительном состоянии здоровья, госпитализировать их в стационары.

Распространение гриппа

Грипп распространяется очень быстро, особенно среди детей, находящихся в замкнутом пространстве (в школьных классах, кино, театрах, спортивных секциях, детских дошкольных учреждениях).

Источником заражения детей является больной гриппом. Особенно опасными, как источники инфицирования, являются больные легкой формой заболевания гриппом, так как они не изолируются и находятся в коллективе весь период болезни.

Дети заражаются гриппом:

  • Вдыхая с воздухом мельчайшие капельки слюны и мокроты, выделяемые больными при кашле и чихании.
  • Вирусы гриппа могут передаваться при разговоре, так как выделяемые капельки могут распространяться на расстоянии 2-3 метров от больного. Не следует забывать о рукопожатиях.
  • При вступлении в непосредственный контакт с секретами больного человека. Это может происходить, когда дети обмениваются карандашами, играют в компьютерные игры, пользуются общими предметами такими, как, например, вилки или ложки.


Профилактика инфекционных заболеваний

ПАМЯТКА по предупреждению инфекционного заболевания

(ОРВИ, гриппа)

1. Избегайте близкого контакта с людьми, имеющими симптомы ОРЗ, гриппа: жар (высокую температуру), кашель, боль в горле, насморк, ломоту в теле, головную боль, озноб.

2. Регулярно мойте руки под проточной теплой водой с мылом. Используйте специальные гели или влажные гигиенические салфетки на спиртовой основе.

3. Воздержитесь от посещения массовых мероприятий в закрытых помещениях.

4. Во время чихания и кашля прикрывайте нос и рот одноразовым платком.

5. В период эпидемии носите одноразовую маску, меняя ее на новую каждые 2 ч.

6. Если у вас поднялась температура, а также появились заложенность носа, насморк, кашель, боль в горле, водянистая диарея (понос), мокрота с прожилками крови:

— Оставайтесь дома и не посещайте места скопления людей;

— дневное время вызовите на дом врача, в вечернее или в ночное время – скорую помощь по телефону 03;

— сообщите семье и друзьям о вашей болезни;

— соблюдайте постельный режим и пейте не менее 3 л жидкости в день.

7. С целью профилактики:

— больше гуляйте на свежем воздухе;

— правильно питайтесь, употребляйте достаточное количество витаминов, особенно витамин С (фрукты, овощи, сок);

  — употребляйте в пищу чеснок и лук.


Витаминная недостаточность

При полной недостаточности в организме каких – либо витаминов развивается паталогическое состояние, называемое авитаминозом. Для обозначения вида авитаминоза к этому термину добавляют название витаминов, например авитаминоз А,В, С. При частичной недостаточности витаминов наступает паталогическое состояние, именуемое гиповитаминозом. В зависимости от причин, вызвавших витаминную недостаточность (ВН), различают экзогенную и эндогенную формы.

Наиболее распространена экзогенная, или первичная, форма, обусловленная низким содержанием витаминов в пище. Эндогенная, или вторичная, форма связана с нарушением всасывания витаминов в ЖКТ при острых или хронических заболеваниях, глистных инвазиях, злокачественных новообразованиях, эндогенных нарушениях (гипертиреоз, нарушение функции надпочечников). Авитаминозы встречаются в странах Азии, Африки и Южной Америки, чаще всего во время войн. В экономически развитых странах нередко наблюдаются гиповитаминозы.

Недостаточность какого – то одного витамина не ограничивается расстройством обмена только этого витамина, а приводит к нарушению обмена веществ в целом.

Распознавание авитаминоза осложняется неспецифичностью клинических симптомов. Количественное определение витаминов в жидкостях и тканях организма также не основной критерий для подтверждения авитаминоза. В связи с этим диагноз авитаминоза ставят на основании оценки совокупности анамнестических, клинических и лабораторных данных.При повышенной потребности организма в витаминах, что фиксируют при очень низкой или очень высокой температуре воздуха, повышенном нервно – психическом и физическом напряжении, кислородном голодании или работе с вредными веществами, ВН может развиться и при достаточном содержании витаминов в пище.

Гиповитаминозы можно рассматривать как начальную стадию авитаминозов. Гиповитаминозы возникают в связи с сезонными колебаниями содержания витаминов в пище, неправильным хранением продуктов, употреблением рафинированных продуктов (сахар, изделия из муки высшего сорта), недостаточным употреблением фруктов и овощей. У беременных и кормящих матерей гиповитаминоз может появляться в результате передачи значительного количества витаминной плоду через плаценту и ребенку с молоком.

Клиническая картина гиповитаминоза неспецифична, так как субъективные расстройства (общая слабость, быстрая утомляемость, повышенная чувствительность к холоду) возможны при любом заболевании.Профилактика должна осуществляться в общегосударственном масштабе и касаться контроля за содержанием витаминов в продуктах ежедневного потребления, совершенствования технологии производства пищевых продуктов, направленной на обогащение их витаминами и максимальную сохранность витаминов. Личная профилактика заключается в соблюдении кулинарных правил приготовления блюд, а также в использовании продуктов богатых витаминами (шиповник, черная смородина, цитрусовые, зеленый лук, квашенная капуста, дрожжи, рыбий жир).


Как лечить сильный кашель у ребенка

 У маленьких детей кашель — довольно распространенное явление, поскольку их иммунитет еще недостаточно сформирован. Многие родители замечали, что лечить сильный кашель у ребенка практически бесполезно. Можно бесконечно давать малышу таблетки, поить его микстурами и сиропами, но кашель если и утихает на время, то через несколько дней вновь возникает с новой силой. Порой мамы обращают внимание, что у ребенка больше не имеется других симптомов какого-либо недомогания, зато кашель неизменно привлекает к себе внимание, заставляя родителей нервничать и обращаться к врачам с вопросом о том, как лечить сильный кашель у ребенка.

Нередко папы и мамы чувствуют себя бессильными и не знают, как эффективно лечить сильный кашель у своего ребенка, ведь он так мешает спокойно спать, попросту изматывает и даже приводит к возникновению рвоты, потере веса у грудничков. Перед тем, как лечить сильный кашель, необходимо разобраться в причинах его возникновения, понять, что это вообще за явление и нужно ли с ним бороться. Как известно, кашель является защитной реакцией нашего организма, способствующей очищению дыхательных путей от инородных предметов и болезнетворных микроорганизмов. Сам по себе кашель не является заболеванием, однако он служит симптомом многих недугов, начиная от ОРЗ и заканчивая туберкулезом. Из этого становится понятно, что не имеет смысла лечить сам симптом, то есть кашель, а необходимо заниматься лечением основного заболевания, вызвавшего его.

Зачастую врачи не рекомендуют излишне увлекаться лечением кашля у ребенка, поскольку он, как ни как, способствует тому, что дыхательные пути малыша очищаются от скопления всего вредного, а, следовательно, он быстрее выздоравливает. Кроме того, использование многих лекарственных средств также не пойдет на пользу неокрепшему организму. Разумеется, существуют исключения, например, сухой лающий кашель необходимо лечить обязательно, поскольку он в любом случае не выполняет свои защитные функции, а делает состояние только хуже.

Обычно для лечения кашля у детей применяются 3 вида лекарственных препаратов.

1. Отхаркивающие средства. Используются для скорейшего выведения мокроты из дыхательных путей.

2. Противокашлевые препараты. Подавляют сильный, мучительный кашель у ребенка, который физиологически не оправдан. Такие препараты оказывают воздействие на определенные участки головного мозга, снижают чувствительность рецепторов, отвечающих за кашель.

3. Муколитические средства. Такие лекарства облегчают выведение мокроты за счет ее разжижения. Иногда муколитики относят к отхаркивающим средствам.

Если у ребенка наблюдается сухой кашель, обычно ему назначаются противокашлевые препараты, в тех случаях, когда кашель мокрый, используются отхаркивающие средства. Противопоказано применять одновременно и те и другие средства, поскольку тем самым можно спровоцировать скопление мокроты в бронхах. Существуют определенные препараты от кашля, которые обычно не назначаются детям. Это кодеин, этилморфин, димеморфан. Ребенку такие препараты может назначить только врач в исключительных случаях, в иных ситуациях, при сильном кашле, например, из-за плеврита или коклюша, назначаются лекарства, не вызывающие привыкания.

При ОРЗ, бронхите, пневмонии чаще всего наблюдается мокрый кашель, для его лечения обычно используются муколитики, среди которых наиболее популярны Бромгексин, АЦЦ, Амброксол и пр. В качестве отхаркивающих средств, применяются Мукалтин, Пертуссин, Солутан. Многие лекарства производятся из целебных трав, то есть содержат в себе натуральные компоненты. Очень действенным средством от кашля является корень солодки, из которого в продаже можно найти сироп. Также применяются от кашля мать-и-мачеха, подорожник, чабрец – все эти травы в аптеках продаются в готовых грудных сборах. Однако помимо любых лекарственных средств, для лечения кашля очень важным будет соблюдение и других условий. Как лечить и что нужно делать, если сильный кашель у ребенка не проходит долгое время?

1. Чаще всего причиной кашля являются респираторные болезни, и именно с их лечения следует начинать избавляться от такого симптома, как кашель. Правда, как все знают, даже после выздоровления, кашель способен оставаться и на протяжении многих дней, поэтому для полного исцеления можно применять специальные средства, названные выше.

2. В период лечения ребенок должен быть тепло одет. Давно замечено, что носки или жилетка изготовленные их козьей или овечьей шерсти отлично сохраняют в организме тепло и препятствуют многим заболеваниям. В том числе предотвращают приступы кашля.

3. Не следует забывать о старинных народных средствах лечения, а именно: чай с малиновым вареньем, горячее молоко с медом и сливочным маслом. Эти прекрасные натуральные средства не только нравятся детям за свой сладкий вкус, но и способствуют разжижению мокроты, ее выведению. Это отменные потогонные средства, облегчающие общее состояние больного. Правда, необходимо помнить, что не следует поить ребенка чаем с малиной, если у него наблюдается высокая температура.

4. Кашель часто обостряется по ночам, поэтому перед сном полезно делать компрессы и другие согревающие грудную клетку процедуры. Один из способов согревающего компресса: взять капустный лист, намазать его с одной стороны медом, приложить к грудной клетке. Сверху накрыть фольгой, зафиксировать бинтом или пеленкой и оставить на ночь. Необходимо быть осторожными, следить за тем, чтобы у ребенка не обнаружилась аллергическая реакция.

5. При заболеваниях дыхательных путей, сопровождающихся кашлем, обычно советуют делать ингаляции с минералкой, для чего очень полезно купить специальный ингалятор. Очень хорошо смягчает сухой кашель и помогает облегчить состояние ребенка.


Памятка по профилактике вирусного гепатита А

Вирусный гепатит «А»— острое инфекционное серьезное заболевание.

Возбудитель гепатита— вирус, который поражает печень, играющую важную роль в деятельности всего организма. Гепатит «А», как и кишечные инфекции, называют болезнью немытых рук. Заболевание широко распространено в странах с низким уровнем гигиенической культуры.

Гепатитом «А» болеют люди всех возрастов, но чаще – дети, подростки. Наибольшее число заболеваний приходится на осенне-зимний период. Источником инфекции является больной человек. Вирус гепатита выделяется из организма через кишечник и обнаруживается в фекалиях.

Вирус способен длительное время (особенно в холодное время года) сохранять свои свойства:может сохраняться в течение нескольких месяцев при температуре +4 °С, несколько лет — при температуре -20 °С, несколько недель — при комнатной температуре. В организм здорового человека вирус проникает через грязные руки во время еды или курения, а также с загрязненной вирусом пищей и водой.

С момента заражения до начала болезни проходит от 7 до 50 дней, чаще 1,5-2 недели(классический период = 35 дней). У больного ухудшается аппетит, появляются боли в правом подреберье, тошнота, нередко — рвота, изменяется характер стула, темнеет моча. Кал обесцвечивается, белки глаз приобретают жёлтую окраску.

В ряде случаев начало болезни напоминает грипп:повышается температура, появляется насморк, кашель, ломота во всем теле. В этот период больной очень опасен для окружающих, так как вирус особенно интенсивно выделяется из организма. Заболевание может протекать и без проявления желтухи, в стертой, скрытой форме. Безжелтушные формы гепатита «А» встречаются достаточно часто — до 70% случаев.

При появлении первых признаков болезни необходимо обратиться к врачу.Присутствие в группе детского дошкольного учреждения или классе школы больного ребенка создает опасность заражения всего детского коллектива.

Самолечение, учитывая опасность заболевания, недопустимо!

Вирус может попасть в организм следующими путями:

с водой- заражение возможно при употреблении инфицировании питьевой воды и купании в зараженной воде;

с пищей- в результате употребления в пищу салатов, зелени, фруктов и др.;

при тесном контакте с больными людьми, через инфицированную посуду, игрушки, предметы обихода. Заразиться вирусным гепатитом А можно в любое время года, особенно в летне-осенний период и период отдыха в природных условиях, на дачах, где порой отмечается дефицит воды.

ПОМНИТЕ:

Надо выполнять правила личной гигиены, мыть руки с мылом перед едой и после посещения туалета, содержать в чистоте посуду и пищевые продукты.
Не употреблять воду из случайных водоисточников и «из-под крана», пить воду только кипяченой. Помните, что вирус погибает при температуре кипячения (100 градусов) только через 5 минут.
Тщательно мойте овощи, фрукты, ягоды перед употреблением. Не приобретайте продукты питания у случайных лиц или в местах несанкционированной торговли.
Тщательно прожаривайте или проваривайте продукты.
Скоропортящиеся продукты и готовую пищу следует хранить только в холодильнике.
От заболевания Вас защитит прививка.

Родители, будьте внимательны к состоянию здоровья детей!



ПАМЯТКА

Острые кишечные инфекции вирусной этиологии

Острая кишечная инфекция – это собирательное понятие. Сюда входят кишечные инфекции, вызванные вирусами (ротавирусная, астровирусная, аденовирусная и норовирусная инфекции) и бактериями (брюшной тиф, сальмонеллёз, дизентерия, холера и др.).

Источниками инфекции при вирусных и бактериальных кишечных инфекциях являются люди (с клиническими проявлениями заболевания и носители возбудителя) и животные.Острые кишечные инфекции вирусной этиологии передаются от человека к человеку и имеют разнообразные пути передачи:
•Водный – при употреблении некипяченой воды, инфицированной вирусами.

• Контактно – бытовой: возможно заразиться через предметы обихода и грязные руки (возбудители заболеваний могут жить на различных предметах в течение 5-7 дней).
•Пищевой – при употреблении в пищу инфицированных продуктов.
К сожалению, вакцин, защищающих от этих инфекций, пока не разработано.

Болеют острыми кишечными инфекциями люди любого возраста, но особенно высока заболеваемость детей до 7 лет.

Для ротавирусной инфекциихарактерна повышенная заболеваемость в зимнее время года, что объясняется лучшим сохранением вируса при низких температурах.
От момента заражения до начала появления клинических симптомов проходит от 1 до 5 дней.  Наиболее часто у заболевших отмечается рвота, которая является многократной, продолжается  до трёх  дней, подъём температуры, понос. У многих детей выявлено сочетание кишечных расстройств с воспалением верхних дыхательных путей  (заложенность носа, гиперемия зева, покашливание).
Астровирусной инфекцией круглый год болеют дети и подростки, но наиболее часто заболевание регистрируется у детей до года. Астровирус находится в организме до 9 дней. При этом заболевании больной часто жалуется на жидкий стул, снижение аппетита, повышение температуры. Дети из организованных детских коллективов имеют больший риск инфицирования, чем дети не посещающие их.
Аденовирусная инфекция наиболее часто регистрируется в лечебно-профилактических организациях, детских учреждениях. Болеют преимущественно дети. Инкубационный период заболевания – от 3 до 10 дней. Характеризуется более длительным течением в сравнении с ротавирусной инфекцией. Жидкий стул сохраняется от 6 до 23 дней, может сопровождаться рвотой и повышением температуры.
Норовирусы поражают население всех возрастных групп, часто возникают вспышки норовирусного гастроэнтерита среди детей школьного возраста, взрослых и пожилых людей осенью, зимой и весной. Норовирусы обладают высокой устойчивостью по отношению к физическим и химическим воздействиям, могут длительно сохранять инфекционные свойства (до 28 дней и более) на различных видах поверхностей.
Источником инфекции является  больной человек или  бессимптомный носитель вируса. Инкубационный период составляет 12-48 часов, продолжительность заболевания – от 2 до 5 дней. Норовирус очень заразен, достаточно  менее 10 вирусных частиц чтобы вызвать заболевание у здорового взрослого человека.
Факторами передачи норовирусов обычно служат необеззараженные руки пациентов, медицинских работников, заражённые поверхности, в учебных заведениях ими часто оказываются ручки дверей, клавиатура и «мышки» компьютеров. Кроме того, вирус может передаться через заражённые лицами с бессимптомной формой заболевания пищевые продукты, не проходящие термическую обработку. Пищевой лёд, бутилированая вода, вода закрытых и открытых водоёмов может служить также причиной заболевания.
Итак, если Вы заметили у Вашего ребёнка повышение температуры, общую слабость, разбитость, тошноту, рвоту. Малыша беспокоят схваткообразные боли в области живота, появляется жидкий многократный стул – немедленно обращайтесь к врачу.
Самолечение недопустимо. Заболевания кишечными инфекциями особенно тяжело протекает у детей, так как нарушается обмен веществ, поражается нервная система, происходит обезвоживание организма, истощение.
И конечно, не стоит забывать простые правила:

  • пить только кипячёную воду;
  • тщательно мойте овощи, фрукты, ягоды и зелень! Особенно те, которые могли контактировать с землёй, например клубнику, салат;
  • не покупайте продукты в местах несанкционированной торговли – они могут быть с истекшим сроком годности или изготовлены с нарушением санитарных норм и правил;
  • не приобретайте для питания овощи и фрукты в разрезанном виде, так как микробы с поверхности легко переносятся и размножаются в сочной мякоти;
  • не покупайте продукты с истекшим сроком годности;
  • больше внимания уделять личной гигиене;
  • если кто-либо из членов семьи болен и находится дома, требуется особо строго соблюдать правила личной гигиены: для больного выделить отдельную посуду, бельё. Для уборки мест общего пользования использовать дезинфицирующие средства.
  • чаще проводить уборку помещений (необходимо мыть ручки дверей, клавиатуру и «мышку» компьютера, различные виды поверхностей); 
  • проветривать помещения.

Выполнение этих несложных правил поможет избежать заболеванием острой кишечной инфекцией и сохранит Ваше здоровье и здоровье Ваших близких!


РОТАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

Ротавирусная инфекция— острое вирусное заболевание; характеризуется симптомами общей интоксикации, поражением желудочно-кишечного тракта, дегидратацией. Обусловливает около половины всех кишечных расстройств у детей первых 2 лет жизни.

Возбудителем заболевания являются ротавирусы, которые подразделяются на два антигенных варианта; устойчивы во внешней среде. Размножение и накопление ротавируса происходит преимущественно в верхних отделах желудочно-кишечного тракта.
Клиника
Инкубационный период длится от 15 ч до 7 дней (чаще 1-2 дня). Заболевание начинается остро. Развернутая картина болезни формируется уже через 12-24 ч от начала заболевания. У детей вы-раженной лихорадки обычно не бывает. Характерен обильный жидкий водянистый стул без примеси слизи и крови. Более тяжелое течение обычно обусловлено наслоением вторичной инфекции. У половины больных отмечается рвота. У подростков на фоне умеренно выраженной интоксикации и субфебрильной температуры появляются боль в эпигастральной области, рвота, понос. Лишь у отдельных больных рвота повторяется на 2-3-й день болезни. У всех больных наблюдается обильный водянистый стул с резким запахом; иногда мутновато-белесоватые испражнения могут напоминать испражнения холерного больного. Характерно громкое урчание в животе. Позывы к дефекации императивного характера, ложных позывов не бывает. У некоторых больных в испражнениях обнаруживают примесь слизи и крови, что всегда свидетельствует о сочетании ротавирусного заболевания с бактериальной инфекцией (шигеллез, эшерихиоз). У этих больных более выражены лихорадка и интоксикация. При обильном жидком стуле может развиться обезвоживание.

При пальпации живота отмечаются болезненность в эпигастральной и пупочной областях, грубое урчание в правой подвздошной области. Печень и селезенка не увеличены. Количество мочи в острый период болезни уменьшено, у отдельных больных обнаруживают альбуминурию, лейкоциты и эритроциты в моче; повышается содержание остаточного азота в сыворотке крови. В начале болезни может быть лейкоцитоз, который в периоде разгара сменяется лейкопенией; СОЭ не изменена.
Диагноз
При распознавании учитывают клинические симптомы и эпидемиологические предпосылки. Диагноз подтверждается обнаружением ротавирусов в испражнениях различными методами (электронная микроскопия, иммунофлюоресцентный метод и др.). Меньшее значение имеют серологические исследования (РСК и др.).

Лечение
Основой является прежде всего восстановление потерь жидкости и электролитов. При обезвоживании I-II степени растворы дают перорально. Рекомендуются жидкости (чай, морс, минеральная вода).

Профилактика
Больных изолируют на 10-15 дней. При легких формах больные могут оставаться дома под наблюдением врача, если обеспечиваются лечение и достаточная изоляция. Проводят текущую и заключительную дезинфекцию. Специфическая профилактика не разработана.

Будьте здоровы!


Уход за больным ребенком часто имеет не меньшее значение, чем лечение. Особенности ухода зависят от возраста ребенка, от того, чем он болен, от тяжести заболевания. Но существуют и некоторые общие правила. Главные из них, конечно, тщательное и аккуратное соблюдение назначений врача, рекомендованных им диеты и режима.

Не всегда легко удается выполнить некоторые назначенные процедуры: дать горькое лекарство, поставить горчичники или клизму ребенку. Здесь все зависит от терпения и изобретательности родителей. Не стоит только обманывать малыша, говорить ему, что это «совсем не больно», а назначенный врачом лекарственный препарат сладкий и вкусный, в то время когда он имеет отвратительный горький вкус. Если вы совершите такую ошибку — ребенок, вполне возможно, перестанет вам доверять и в будущем может бояться самых безобидных медицинских процедур. Советуем перевести ваши уговоры несколько в другую плоскость — что укольчик болеть будет, но совсем не долго, а уменьшить боль можно если малыш вместе с вами будет часто дышать, рассказывать скороговорку, повторять какую-либо фразу «шиворот-навыворот» («мячик-пальчик», «пальчик-мячик»)…

Прием лекарств

В первую очередь следует помнить, что лекарства должны быть недоступны для ребенка. После каждого приема таблеток, сиропов и других медпрепататов их необходимо убрать подальше с глаз малыша.

Нелишней будет внимательность и осторожность — ведь в спешке вполне возможно перепутать лекарства, особенно изготовленные в виде таблеток.

В точности соблюдайте режим приема лекарств и дозировку. Ориентируйтесь на указания лечащего врача, которого, впрочем, нелишне перепроверить, прочитав инструкцию к медпрепарату.

Таблетки обычно дают целиком (или долями — половина, четверть), хотя возможен и прием предварительно размолотой таблетки, смешанной с небольшим количеством воды или молока (для грудных детей).

Сиропы дают с помощью специальных ложечек, находящихся в коробочке с лекарством, если такой ложечки нет — используйте обычную ложку из нержавеющей стали. После приема сиропа обязательно помойте ложечку. Температура сиропа должна быть комнатной, если нет других указаний в инструкции по применению препарата.

Горькие лекарства лучше всего запивать обычной водой, в крайнем случае — сахарным сиропом. Неплохо, если вы превратите процедуру приема лекарства в игру, интересную ребенку — поиграйте в больницу с дочкой или сыном, «дайте» вначале лекарство кукле, пожалейте ее и расскажите, почему надо пить горькое лекарства, и только затем давайте микстуру ребенку.

Кормление больного ребенка

Не менее сложной проблемой становится подчас и кормление. У большого ребенка аппетит понижен, а кушать ему необходимо. Ни в коем случае не кормите его насильно: это лишь закрепит отрицательное отношение к еде, или может даже спровоцировать рвоту. Лучше уменьшить порции, готовить (в пределах назначенной диеты) более любимые блюда, красиво оформлять их. Строго должен соблюдаться и режим приема пищи.

Если у малыша больное горло — протрите или измельчите пищу, давайте ее осторожно и медленно.

Особый подход необходим при кормлении больного ребенка, находящегося на постельном режиме. Кормите его сами, или устройте стол в постели, поставив возле дивана или кровати табуретку. Можно соорудить стол и в постели, используя в качестве столешницы большой поднос.

Чистота и покой

Ребенку необходимо создать покой. Но это не значит, что его следует лишать игрушек и других доступных развлечений. Они необходимы чтобы поддерживать хорошее настроение, бодрость; надо только следить, чтобы ребенок не утомлялся, не давать слишком тяжелых и громоздких детских игрушек, таких, которыми неудобно играть находясь на постельном режиме.

Больного малыша лучше положить на отдельную постель в светлом месте помещения. Обязательное условие — ежедневная смена постельного белья. Следите за тем, чтобы не образовывалось складок, бугров и неровностей — если ребенок «лежачий» это может вызвать возникновение пролежней.

В распоряжении ребенка, находящегося в кровати должно быть полотенце, носовой платок, кипяченая вода, посуда, горшок, книжки.

Следите за чистотой тела ребенка — умывайте, купайте, переодевайте в чистую одежду. Малышей, находящихся на постельном режиме умывают с помощью ваты теплой кипяченой водой. Не забывайте протереть складки на коже, уши, шею.

Спросите лечащего врача можно ли купать ребенка, если можно — не игнорируйте эту процедуру. Оптимальная температура воды для купания — 37-38°С, а время купания необходимо ограничить до 7-8 минут. После выхода из ванной дайте малышу теплого чая. Следите, чтобы он не раскрывался, лежа в кровати после купания.

Своевременно чистите уши ребенку, подрезайте ногти и волосы.

Комнату, в которой находится больной ребенок необходимо ежедневно проветривать.
После проветривания, если температура в комнате понизилась — нагрейте воздух до комнатной температуры. Почаще делайте влажную уборку в помещении, где находится заболевший малыш.

Лучшая одежда для заболевшего ребенка — короткая теплая кофточка с длинными рукавами и удобными пуговицами или пижама. Лучше не одевать ребенка в одежку, на которой есть завязки, молнии, капюшоны. Ножки можно оставить без одежды, или использовать широкие штанишки из мягкой ткани.

Маленьких детей заматывают в пеленку, одевают подгузник, который следует проверять намного чаще, чем обычно.

Родительская любовь и внимание

Кроме назначенных врачом процедур немаловажное значение в выздоравливании имеет и психологический фактор.

Психическое состояние заболевшего ребенка усугубляется тем, что в период лечения он практически не контактирует с друзьями, одногруппниками и одноклассниками. Ему тяжело осознавать,  что он болеет, ограничен во многих вещах и доставляет лишние заботы окружающим. Так что все заботы о поддержании нормального настроения у больного ребенка целиком и полностью находятся на совести родителей.

Не разговаривайте о течении болезни и назначенных врачом процедурах в присутствии ребенка — это может взволновать его. Уделяйте своему чаду побольше внимания — поговорите о детском садике, школе, расскажите о своем детстве, почитайте вместе книгу. Рисуйте вместе, занимайтесь рукоделием — одним словом покажите ему свою заботу и любовь.

И помните, что это необходимо делать не только во время болезни!


Вирусы гриппа и коронавирусной инфекции вызывают у человека респираторные заболевания разной тяжести. Симптомы заболевания аналогичны симптомам обычного (сезонного) гриппа. Тяжесть заболевания зависит от целого ряда факторов, в том числе от общего состояния организма и возраста. Предрасположены к заболеванию: пожилые люди, маленькие дети, беременные женщины и люди, страдающие хроническими заболеваниями (астмой, диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями), и с ослабленным иммунитетом. Роспотребнадзор
ПРАВИЛО 1. ЧАСТО МОЙТЕ РУКИ С МЫЛОМ
Чистите и дезинфицируйте поверхности, используя бытовые моющие средства.
Гигиена рук — это важная мера профилактики распространения гриппа и коронавирусной инфекции. Мытье с мылом удаляет вирусы. Если нет возможности помыть руки с мылом, пользуйтесь спиртсодержащими или дезинфицирующими салфетками.
Чистка и регулярная дезинфекция поверхностей (столов, дверных ручек, стульев, гаджетов и др.) удаляет вирусы.
ПРАВИЛО 2. СОБЛЮДАЙТЕ РАССТОЯНИЕ И ЭТИКЕТ
Вирусы передаются от больного человека к здоровому воздушно -капельным путем (при чихании, кашле), поэтому необходимо соблюдать расстояние не менее 1 метра от больных.
Избегайте трогать руками глаза, нос или рот. Вирус гриппа и коронавирус распространяются этими путями.
Надевайте маску или используйте другие подручные средства защиты, чтобы уменьшить риск заболевания.
При кашле, чихании следует прикрывать рот и нос одноразовыми салфетками, которые после использования нужно выбрасывать.
Избегая излишние поездки и посещения многолюдных мест, можно уменьшить риск заболевания.
ПРАВИЛО 3. ВЕДИТЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровый образ жизни повышает сопротивляемость организма к инфекции. Соблюдайте здоровый режим, включая полноценный сон, потребление пищевых продуктов богатых белками, витаминами и минеральными веществами, физическую активность.
ПРАВИЛО 4. ЗАЩИЩАЙТЕ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОЙ МАСКИ
Среди прочих средств профилактики особое место занимает ношение масок, благодаря которым ограничивается распространение вируса.
Медицинские маски для защиты органов дыхания используют:
— при посещении мест массового скопления людей, поездках в общественном транспорте в период роста заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями;
— при уходе за больными острыми респираторными вирусными инфекциями;
— при общении с лицами с признаками острой респираторной вирусной инфекции;
— при рисках инфицирования другими инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем.
КАК ПРАВИЛЬНО НОСИТЬ МАСКУ?
Маски могут иметь разную конструкцию. Они могут быть одноразовыми или могут применяться многократно. Есть маски, которые служат 2, 4, 6 часов. Стоимость этих масок различная, из-за различной пропитки. Но нельзя все время носить одну и ту же маску, тем самым вы можете инфицировать дважды сами себя. Какой стороной внутрь носить медицинскую маску — непринципиально.
Чтобы обезопасить себя от заражения, крайне важно правильно ее носить:
— маска должна тщательно закрепляться, плотно закрывать рот и нос, не оставляя зазоров;
— старайтесь не касаться поверхностей маски при ее снятии, если вы ее коснулись, тщательно вымойте руки с мылом или спиртовым средством;
— влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую;
— не используйте вторично одноразовую маску;
— использованную одноразовую маску следует немедленно выбросить в отходы.
При уходе за больным, после окончания контакта с заболевшим, маску следует немедленно снять. После снятия маски необходимо незамедлительно и тщательно вымыть руки.
Маска уместна, если вы находитесь в месте массового скопления людей, в общественном транспорте, а также при уходе за больным, но она нецелесообразна на открытом воздухе.
Во время пребывания на улице полезно дышать свежим воздухом и маску надевать не стоит.
Вместе с тем, медики напоминают, что эта одиночная мера не обеспечивает полной защиты от заболевания. Кроме ношения маски необходимо соблюдать другие профилактические меры.
ПРАВИЛО 5. ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГРИППОМ, КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ?
Оставайтесь дома и срочно обращайтесь к врачу.
Следуйте предписаниям врача, соблюдайте постельный режим и пейте как можно больше жидкости.
КАКОВЫ СИМПТОМЫ ГРИППА/КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
высокая температура тела, озноб, головная боль, слабость, заложенность носа, кашель, затрудненное дыхание, боли в мышцах, конъюнктивит.
В некоторых случаях могут быть симптомы желудочно-кишечных расстройств: тошнота, рвота, диарея.
КАКОВЫ ОСЛОЖНЕНИЯ
Среди осложнений лидирует вирусная пневмония. Ухудшение состояния при вирусной пневмонии идёт быстрыми темпами, и у многих пациентов уже в течение 24 часов развивается дыхательная недостаточность, требующая немедленной респираторной поддержки с механической вентиляцией лёгких.
Быстро начатое лечение способствует облегчению степени тяжести болезни.
ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ В СЕМЬЕ КТО-ТО ЗАБОЛЕЛ ГРИППОМ/
КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ?
Вызовите врача.
Выделите больному отдельную комнату в доме. Если это невозможно, соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больного.
Ограничьте до минимума контакт между больным и близкими, особенно детьми, пожилыми людьми и лицами, страдающими хроническими заболеваниями.
Часто проветривайте помещение.
Сохраняйте чистоту, как можно чаще мойте и дезинфицируйте поверхности бытовыми моющими средствами.
Часто мойте руки с мылом.
Ухаживая за больным, прикрывайте рот и нос маской или другими защитными средствами (платком, шарфом и др.).
Ухаживать за больным должен только один член семьи.


Рекомендации по профилактике гриппа и ОРВИ в детских общеобразовательных организациях

При подготовке к эпидемическому сезону по гриппу и ОРВИ необходимо провести следующие мероприятия:
1. Принять меры по подготовке образовательных организаций к работе в осенне-зимний период, обратив особое внимание:
на работу вентиляционных систем;
на условия соблюдения оптимального теплового режима, режима проветривания помещений;
на наличие необходимого оборудования и расходных материалов — термометров, переносных бактерицидных ламп, дезинфекционных средств с вирулицидной активностью для обработки помещений и поверхностей (парт, клавиатуры компьютеров и т.п.);
на наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания для сотрудников, перчаток, моющих и дезинфекционных средств для рук в дозаторах, запас бумажных салфеток;
на организацию для школьников группы продленного дня сушильных шкафов для просушивания одежды после прогулки;
на наличие медицинского изолятора для временной изоляции детей с признаками ОРВИ с санузлом.
2. Обеспечить проведение иммунизации против гриппа сотрудников образовательных организаций.
3. Разработать графики и порядки проветривания, влажной уборки и обеззараживания бактерицидными облучателями помещений школы (классов, коридоров, санузлов, столовой и др.) на период роста заболеваемости гриппом и ОРВИ.
4. Организовать обучение персонала общеобразовательных организаций мерам личной профилактики гриппа и ОРВИ и мерам профилактики ОРВИ среди детей.
Обучить педагогический состав мерам по выявлению в процессе занятий детей с признаками гриппа и ОРВИ, обеспечить учителей инструкциями по мерам изоляции и информированию родителей,
5. Обучить клининговый персонал принципам уборки помещений в период роста заболеваемости гриппом и ОРВИ (проветривание, обработка поверхностей, в том числе парт, дверных ручек, перил дезинфектантами с вирулицидной активностью, обработка бактерицидными облучателями), определить кратность уборки санузлов с обработкой кранов и раковин.
Провести обучение клинингового персонала мерам личной профилактики гриппа и ОРВИ.
При использовании для уборки сотрудников клининговых компаний не рекомендуется допускать к работе в детских образовательных организациях лиц, не привитых против гриппа и кори.
Обеспечить клининговый персонал санитарно-защитной одеждой, моющими и дезинфицирующими средствами, инструкциями по уборке помещений.
6. Организовать работу «утренних фильтров», проработать схемы изоляции детей с признаками ОРВИ, выявленными посредством «утренних фильтров».
7. Обеспечить в санузлах для детей и сотрудников бесперебойное наличие мыла в дозаторах, дезинфицирующих средств для рук в дозаторах (или салфетки), наличие электрополотенец (или рулонных полотенец), наличие плакатов с правилами мытья рук.
8. Заготовить наглядные информационные материалы по профилактике гриппа и ОРВИ для родителей, школьников и сотрудников школы.
9. Провести обучающие занятия со школьниками и беседы с родителями по мерам профилактики гриппа:
о преимуществах вакцинации против гриппа;
о необходимости защищать органы дыхания при посещении общественных мест в период роста заболеваемости гриппом и ОРВИ, а также в случае наличия симптомов ОРВИ (кашель, насморк), о правилах ношения медицинской маски;
о соблюдении гигиены рук — мыть руки с мылом по возвращении домой, перед едой, после посещения туалета, после игры с животными; при насморке и кашле чаще мыть руки;
при поездке в общественном транспорте не снимать варежки (перчатки) и не трогать лицо;
о воздержании от встреч с друзьями при появлении признаков заболевания (появление кашля, насморка, головной боли, слабости, температуры);
об использовании одноразовых салфеток при кашле, чихании (прикрывать рот и нос одноразовыми салфетками, которые потом надо выбросить или положить в полиэтиленовый мешок, а руки помыть с мылом или обработать влажными салфетками; сморкаться нужно в одноразовые салфетки, после чего их необходимо выбросить и обработать руки с мылом);
о необходимости одеваться в соответствии с погодными условиями; при посещении группы продленного дня при необходимости предусмотреть сменные вещи;
не посещать с детьми массовых мероприятий в помещениях при подъеме заболеваемости гриппом и ОРВИ, постараться воздерживаться от поездок в общественном транспорте в этот период;
воздержаться от встреч с родственниками (друзьями), если кто-то из них болен ОРВИ. При необходимости такой встречи защищать органы дыхания медицинской маской;
при поездке в общественном транспорте в период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ защищать органы дыхания медицинскими масками;
проветривать помещение, в котором дома находится ребенок, несколько раз в день (на время проветривания переводить ребенка в другое помещение);
проводить влажную уборку детской комнаты не менее двух раз в течение дня;
при сухом воздухе в помещении необходимо использовать увлажнители воздуха, так как пересохшая слизистая оболочка носовых ходов теряет барьерную функцию и наиболее подвержена воздействию возбудителей респираторных инфекций;
как можно больше гулять на свежем воздухе — это укрепляет иммунитет и при этом заразиться гриппом практически невозможно;
обеспечить себя и ребенка носовым платком, одноразовыми носовыми платками/влажными салфетками. Если ребенок добирается до школы общественным транспортом — обеспечить его на период подъема гриппа и ОРВИ медицинскими масками с учетом правил их использования;
в случае заболевания ОРВИ, даже в легкой форме, необходимо остаться дома, поскольку заболевший является источником инфекции, и вызвать врача, так как легкие формы заболевания ОРВИ могут перейти в тяжелую форму с развитием дыхательной недостаточности;
проводить назначенное врачом лечение;
при повышении температуры необходимо соблюдать постельный режим независимо от степени тяжести болезни до нормализации температуры тела и стойкого улучшения состояния;
не принимать антибиотики и сульфаниламиды, если они не назначены врачом: на вирус они не действуют и при неосложненном течении ОРВИ не нужны;
предупредить родителей, что дети с признаками ОРВИ (насморк, кашель, ухудшение самочувствия и др.) при выявлении в ходе «утренних фильтров» будут изолироваться (с последующей госпитализацией), а дети, не привитые против гриппа, в период эпидемического подъема заболеваемости гриппом должны переводиться на дистанционное обучение.
II . В период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ
В период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ руководство школы должно обеспечить:
1. Регулярное информирование родителей о мерах профилактики гриппа и ОРВИ у детей (см. выше), информирование детей о правилах гигиены рук, в том числе посредством бесед, размещением наглядных материалов на информационных стендах и сайте школы, размещением информации в родительских чатах.
2. Обеспечить контроль за проведением противоэпидемических мероприятий в школе (работа «утренних фильтров» и оперативная изоляция выявленных детей с признаками ОРВИ, наличие информационных материалов для сотрудников, родителей, детей по профилактике гриппа и ОРВИ, правилам мытья рук; соблюдение режимов проветривания и уборки помещений, наличие в санузлах дозаторов с моющими и дезинфицирующими средствами, электрополотенец, контроль за состоянием здоровья сотрудников, обеспеченностью сотрудников средствами индивидуальной защиты органов дыхания (медицинскими масками) с учетом кратности их замены, соблюдением оптимального температурного режима в помещениях школы.
3. Принять меры по недопущению к работе и к занятиям лиц, больных ОРВИ, Немедленно изолировать детей и персонал с признаками гриппоподобного заболевания на момент прихода в дошкольную образовательную организацию, школу или заболевающих в течение дня от других детей и персонала и отправить их домой.
4. На период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ клининговые сотрудники, а также сотрудники пищеблока, медицинский работник школы, сотрудники охраны должны работать в медицинских масках.
5. Педагогический персонал должен надевать медицинские маски при общении с родителями и ребенком с признаками ОРВИ при его выявлении в классе и при сопровождении в изолятор.
6. На период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ при возможности перевести учебный процесс на кабинетную систему, исключив перемещение детей по классам и этажам. Отменить уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе.
7. Отменить мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте (спортивные мероприятия, дискотеки, спектакли, слеты и другие массовые события).
8. Не использовать общественный транспорт для перемещения учащихся.
9. При выявлении в классе ребенка с признаками ОРВИ ребенок направляется в изолятор, классная комната на перемене проветривается, парта, за которой сидел ребенок, и соседние парты, дверная ручка, рукомойник обрабатываются дезинфицирующим средством, проводятся влажная уборка и кварцевание с использованием бактерицидного облучателя рециркуляторного типа.
Выделить ограниченное число сотрудников для ухода за больными детьми, пока они находятся в изоляторе и не будут отправлены домой. В целях ограничения распространения гриппа эти сотрудники должны ограничить контакт с другими детьми и персоналом и находиться в медицинских масках и медицинских перчатках.
10. Обработка изолятора проводится по убытии заболевшего ребенка (детей).
11. Принять меры по недопущению переохлаждения детей в период прогулки группы продленного дня, обеспечить возможность просушки верхней одежды и обуви детей.
При росте заболеваемости гриппом дети и персонал, подверженные высокой степени риска возникновения осложнений гриппа (не привитые против гриппа), должны оставаться дома, пока уровень передачи гриппа высок.
12. В период подъема заболеваемости гриппом и ОРЗ родителям детей школьного и дошкольного возраста рекомендовать следующее.
Принимать меры по повышению сопротивляемости организма ребенка к ОРВИ, соблюдать принцип здорового образа жизни, что включает в себя:
здоровое оптимальное питание — питание (включая потребление достаточного количества питьевой воды хорошего качества), которое обеспечивает рост, нормальное развитие ребенка, способствует укреплению его здоровья;
достаточная физическая активность соответственно возрасту ребенка;
закаливание — система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно-рефлексных реакций терморегуляции с целью ее совершенствования. При закаливании вырабатывается устойчивость организма ребенка к охлаждению и тем самым так называемым простудным заболеваниям.
Родителям рекомендуется регулярно проводить влажную уборку и часто проветривать помещение, где проживает ребенок, а также необходимо обеззараживать воздух с помощью разрешенного для этой цели оборудования.
Ежедневно гулять с ребенком на свежем воздухе; пешие прогулки позволяют повысить устойчивость организма к простудным заболеваниям.
Организовать рациональный режим питания, труда и отдыха ребенка соответственно его возрасту.
Следить за гигиеной ребенка, тщательно мыть руки с мылом после посещения общественных мест, по возвращении домой, после посещения санитарных комнат и перед приемом пищи.
Обучить ребенка правилам «респираторного этикета» (здоровым не касаться руками носа, рта и глаз, а больным не посещать общественные места без медицинских масок, кашлять и чихать в носовые платки, желательно одноразовые, или при их отсутствии — в сгиб локтя).
В период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ избегать мест массового скопления людей, при необходимости посещения многолюдных мест стараться соблюдать дистанцию в 1 м, обеспечить себя и ребенка средством индивидуальной защиты — медицинской маской, защищающей нос и рот.
13. При росте заболеваемости гриппом и ОРВИ руководство школы в целях прерывания циркуляции респираторных вирусов среди учащихся и недопущения формирования массовых очагов гриппа и ОРВИ в школах должно обеспечить своевременное введение ограничительных мероприятий, в том числе приостановление учебного процесса в школах, отмену массовых культурных и спортивных мероприятий.