Инклюзивное образование
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан (1998)
С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155). Где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзии детей в ДОУ и инклюзивного обучения.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?
Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.
При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.
В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).
Нормативно-правовые документы федерального уровня
- Статьи Федерального закона Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012
- Письмо Минобразования РФ № 29/1524-6 от 16.04.2001 «О концепции интегрированного обучения лиц с ОВЗ»
- Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов»
- Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
- Статья 65 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 о родительской плате детей-инвалидов
- САНПИН 2.4.2.3286-15 к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ
Нормативно-правовые документы регионального уровня
- Приказ минобрнауки Амурской области от 05.04.2021 № 3866 «Об организации работы по предоставлению в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы данных об исполнении мероприятий индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида
- Постановление Правительства Амурской области от 28.04.2022 № 443 «Об утверждении Порядка выплаты родителям (законным представителям)детей-инвалидов компенсации затрат на организацию обучения на дому детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам
- Приказ минобрнауки Амурской области от 17.08.2022 № 986 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей обучающихся,нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»
- Приказ Минобрнауки области от 29.10.2015 № 1376 об итогах конкурса среди ОО на присвоение статуса региональной инновационной площадки
- Приказ ГАУ ДПО «АмИРО» от 15.04.2022 № 150 «Об утверждении решения Учёного совета«
Нормативно-правовые документы муниципального уровня
- Приказ ООА г.Зеи № 229 от 23.09.2022 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению инклюзивного общего и дополнительного образования
- План мероприятий («дорожная карта») по внедрению инклюзивного общего и дополнительного образования
- Приказ ООА г.Зеи № 175 от 24.05.2023 «О внесении дополнений в План мероприятий по внедрению инклюзивного общего и дополнительного образования
Локальные акты дошкольной организации
- Положение об инклюзивном образовании
- Положение о группе (группах) комбинированной направленности
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме
- Положение о психолого-педагогической службе
- Положение о логопункте
- Положение об индивидуальном образовательном маршруте