Безопасность

  Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.


Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников дошкольного учреждения, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в детском саду ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Коллектив МДОБУ д/с № 4 обеспечивают безопасность с учетом современных требований, а для этого необходимо определить цели, задачи и стратегию работы. Руководитель и весь коллектив строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
охрана жизни и здоровья детей;
противопожарная и техногенная безопасность;
предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.
В эту работу включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.
Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций.
Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде консультаций, проектной деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ.
В целях наилучшего обеспечения безопасности МДОБУ д/с № 4  сотрудничает с социальными институтами, в т. ч. с семьями воспитанников. Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей помогает сформировать у дошкольников прочные знания о правилах пожарной безопасности.
В МДОБУ д/с № 4 разработан план взаимодействия с родителями, включающий в себя:
проведение родительских собраний, оформление информационных уголков (папки-передвижки, консультационные папки, памятки, буклеты и т. п.).
Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:
*изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности,
*разработка и внедрение нормативно- правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;
*аттестация образовательного учреждения по созданию медико-социальных, организационно-технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;
*обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно — правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
*выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
* формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
*оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
* обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.
Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании.  Для реализации поставленных задач создана оптимальная структура управления МДОБУ д/с № 4. Совершенствуются  механизмы управления безопасностью образовательного пространства, организовано распределение обязанностей, планируются мероприятия безопасности образовательного процесса и механизмы достижения конкретных результатов в области формирования безопасного образовательного пространства, внедряются методы мониторинга условий воспитания и обучения в ДОУ, проходит обучение персонала и воспитанников по вопросам формирования безопасного образовательного пространства и формированию культуры безопасности. Сформирован перечень нормативно-правовых актов: положения, приказы, инструкции по охране труда. Так, организация охраны труда в МДОБУ д/с № 4 регламентируется основными нормативными документами:
Устав МДОБУ д/с № 4 
Коллективный договор
Правила внутреннего трудового распорядка.
Положение об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности.
План работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности.
На основе требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда разработана организационно-распорядительная документация, которая представляет собой правовые акты МДОБУ д/с № 4, устанавливающие правила поведения на рабочем месте для каждого работника и выполнение требований, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья сотрудников и воспитанников в период их пребывания в ДОУ.

Информационные материалы Генеральной прокуратуры по профилактике правонарушений в целях противодействия преступности https://genproc.gov.ru/citizens/booklets/


Предупреждение детского травматизма в ДОУ

Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, беспокоятся по поводу возможных травм, которые он может там получить. В СМИ регулярно появляются сообщения о случаях травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях (далее –ДОУ), закончившихся увечьем или гибелью. Задача персонала ДОУ — предупредить травмоопасные ситуации, обеспечить детям полную безопасность во время пребывания их в детском саду.

Падения

Одна из наиболее частых травм, получаемых малышами, — падение. Последствиями падений могут быть ушибы, переломы костей и серьезные травмы головы. Зона повышенной опасности в детском саду — качели. Прыжок с качелей редко заканчивается безопасным приземлением на ноги. От резкого соприкосновения с грунтом может случиться перелом лодыжек, берцовых костей, вывих голеностопных суставов. Результатом падения с качелей становятся тяжелые травмы. Каждый ребенок должен знать, что при падении с качелей необходимо плотно прижаться к земле и отползти как можно дальше, чтобы избежать дополнительного удара.

К падениям также могут привести:

  • катание на ногах с ледяных горок, на санках;
  • перемещение в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, на площадках, не очищенных от снега и льда и не посыпанных песком;
  • подвижные игры на площадках с невысокими пеньками сломанных деревьев, ямками и выбоинами;
  • катание на лыжах, коньках, самокатах;
  • занятия на шведских стенках без страховки воспитателя.

В большинстве случаев падения можно предотвратить, если внимательно следить за воспитанниками, не разрешать им находиться и играть в опасных местах. Необходимо строго соблюдать требования санитарного законодательства к помещениям, оборудованию и детским площадкам, устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.

Памятка для родителей, опекунов и воспитателей

Порезы

Разбитое стекло может стать причиной порезов, заражения и потери крови. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу. Дети могут пораниться также льдом, сухими ветками, сучками на кустарниках, металлическими или деревянными предметами, торчащими из земли; получить занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок. Ножи, лезвия и ножницы должны храниться в недоступных для воспитанников местах. Старших детей надо учить осторожному обращению с этими предметами. Можно избежать многих травм, если регулярно объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно. Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать причиной заражения ран. Таких предметов не должно быть на детских игровых площадках.

Удушье от малых предметов

Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки — это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья. Для детей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям в качестве игрушек. Яркие бусинки, блестящие монеты, разноцветные пуговицы, кнопки могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши. За детьми также нужно присматривать во время еды. Малышам не следует давать блюда с маленькими косточками или семечками. Если у ребенка затруднено дыхание, нельзя исключать вероятности попадания мелких предметов в дыхательные пути малыша, даже если никто не видел, как он клал что-нибудь в рот.

Поражение электрическим током

Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки. Чтобы предотвратить удар электрическим током, розетки необходимо закрывать. Электрические провода должны быть недоступны детям – обнаженные их участки представляют особую опасность. Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки. Чтобы предотвратить удар электрическим током, розетки необходимо закрывать.

Электрические провода должны быть недоступны детям — обнаженные их участки представляют особую опасность. Из всевозможных видов травм каждая двухсотая связана с пребыванием ребенка на улице или в транспорте. Последствия их очень серьезные. Самое опасное транспортное средство — стоящая машина. Как правило, ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие оказываются под колесами другой машины.

Травматизм на дороге

Из всевозможных видов травм каждая двухсотая связана с пребыванием ребенка на улице или в транспорте. Последствия их очень серьезные. Самое опасное транспортное средство – стоящая машина. Как правило, ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие оказываются под колесами другой машины.

Отравления

Ядовитые вещества, отбеливатели, кислоты ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов — дети могут по ошибке их выпить. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте. Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза или даже на одежду. Отбеливатель, яды для крыс и насекомых, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Лекарства ребенку нужно давать только по назначению врача и в дозировке согласно возрасту. Медицинские препараты, предназначенные для старших детей и взрослых, могут оказаться смертельными для малышей. Хранить медикаменты необходимо в местах, недоступных для детей.

II. Классификация травм, их причины и последствия

Существуют объективные причины детского травматизма:

  • ребячья подвижность (склонность к необдуманному риску, неумение предвидеть последствия своих поступков, оценивать ситуацию);
  • расторможенность и высокая возбудимость детей (азарт и лихачество, особенно у мальчиков).

На первый взгляд кажется, что травма ребенка — явление случайное, непредвиденное, а само понятие «травматизм» представляется чем-то хаотичным и неуправляемым. На самом же деле это далеко не так. Несчастный случай не случаен! В травме ребенка чаще всего повинна беспечность или непредусмотрительность взрослых. Анализ большого количества материалов, полученных в результате длительной практической работы с детьми, позволяет выявить определенную закономерность и цикличность данного явления. Из года в год дети получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. Предпосылкой этому, как было уже указано, являются психофизиологические особенности детей. Все наиболее типичные, часто встречающиеся травмы у детей можно классифицировать.

По видам:

  • падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись);
  • падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша);
  • ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож);
  • ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества);
  • ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька);
  • обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду);
  • укусы (собака, кошка, грызуны, насекомые);
  • отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища);
  • повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы);
  • ушибы от избытка движения (об угол, дверь, столкновения друг с другом);
  • занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения).

Травмоопасные ситуации:

  • в процессе подвижных игр (салочки, прятки, жмурки, бег наперегонки, спрыгивания и т. д.);
  • в результате детских шалостей, шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов);
  • при катании на качелях, каруселях; при катании на велосипеде, самокате; при купании в водоемах; во время игр на проезжей части.

III. Создание безопасных условий в дошкольном учреждении

Воспитатели, медицинские работники, родители, общественность должны быть едины в своем стремлении окружить ребенка заботой и вниманием, вырастить его крепким, здоровым, уберечь от беды. Основная «вакцина» против травматизма — правильное воспитание, оно всецело зависит от воспитателей. В воспитании детей мелочей не бывает. Что усвоено в детстве, впоследствии становится привычкой. Эти общеизвестные истины являются непреложными и в профилактике детского травматизма.

Для того чтобы воспитательный процесс был эффективным, давал положительные результаты, необходимо создать в детском учреждении благоприятные санитарно-гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за детьми.

  • Шкафы и полки в групповых и приемных комнатах должны быть надежно закреплены.
  • Внутренние двери, имеющие частичное остекление, должны быть защищены деревянными щитами на уровне роста ребенка, а радиаторы отопления — иметь съемные решетки.
  • Запоры на дверях должны располагаться также выше уровня роста ребенка.
  • Лестничные марши должны иметь ограждения.

Не рекомендуется располагать в виде украшений на лестничных маршах тяжелые картины, эстампы, кашпо с растениями во избежание несчастных случаев с детьми. Музыкальные инструменты, где бы они ни находились (в групповой комнате, на участке, в физкультурном или музыкальном зале), также должны быть надежно закреплены. Категорически запрещается хранить различные моющие и дезинфицирующие средства в групповых и спальных комнатах, в туалетах и на пищеблоке. Они должны содержаться в специально отведенных для этого местах, не доступных для детей. В групповой аптечке не должно быть медикаментов, не рекомендованных детям.

Вся территория дошкольного учреждения должна содержаться в чистоте и порядке, иметь ограждение, чтобы не было доступа бродячим и диким животным.

  • Уборка территории должна проводиться ежедневно до прихода детей или вечером после их ухода. Летом при сухой погоде участок поливается два раза в день. Зимой площадки, дорожки и подходы к зданию должны расчищаться от снега.
  • На участке (весной и осенью) должна осуществляться обрезка деревьев и кустарников.
  • Категорически запрещается использование ядовитых химических веществ для обработки и подкормки деревьев, кустарников, растений цветников и огородов во избежание отравлений детей и персонала дошкольного учреждения.
  • Для озеленения участка не допускается использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючими листьями.
  • Оборудование на участках и в помещениях детского учреждения должно быть надежно и устойчиво закреплено и исключать все возможные случаи травмирования детей.

IV. Требования к работникам дошкольного учреждения

Администрация дошкольного учреждения должна создать травмо-безопасную среду в ДОУ и обеспечить постоянный жесткий контроль за охраной жизни и здоровья детей, а также за строгим соблюдением требований техники безопасности. Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались ножом и вилкой, другими предметами. Всегда надо помнить, что в работе с детьми первостепенное значение имеют личность педагога, его пример для окружающих, а также характер общения с другими воспитателями.

Обслуживающему персоналу запрещается:

  • привлекать детей к получению пищи с пищеблока, к раздаче жидких и других горячих блюд во время дежурства в группе;
  • оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т. д.).

Медицинский работник должен проводить

  • беседы с родителями, с педагогическим и техническим персоналом о профилактике травматизма,
  • чаще напоминать о необходимости хранить спички, лекарства, режущие и прочие опасные предметы в местах, не доступных детям, систематически проверять содержание аптечек.
  • Строго следить за тем, чтобы дети не приносили домой и в детский сад подобранные на улице или полученные от других детей различные опасные предметы.
  • Особого внимания требуют электрифицированные игрушки и игры.
  • Медицинский работник должен вести четкий учет и анализ всех несчастных случаев и травм у детей данного учреждения в специальном журнале.
  • Необходимо доводить до сведения коллектива дошкольного учреждения все случаи повреждения у детей, требуя обсуждения причин и обстоятельств получения травмы для дальнейшего устранения и исключения повторных случаев подобных травм.
  • Рекомендуется ежемесячно сверять свои данные с материалами травмопункта или хирургического кабинета детской поликлиники, амбулатории, фельдшерского пункта.

V. Требования к организации и проведению занятий с детьми

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер. Дети должны своевременно овладевать навыками самообслуживания.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в непосредственно образовательной деятельности, в процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.

На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях. Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено. Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними. В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения — уступить, пропустить, предупредить и т. д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте — с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами). В помещении, на участке детского сада, во время работы в уголке природы детей следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами. Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику.

Формы работы с дошкольниками могут быть самыми разнообразными:

НОД в группе с использованием наглядного материала, беседы воспитателя, экскурсии, прогулки по городу, в лес, на речку, в поле и т. д. Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полным и глубоким, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком. Ребенок, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир ребенка, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта. Дети сами дают прекрасный фактический материал для бесед. Их творческие рассказы и рисунки всегда привлекают своеобразием видения мира, верностью восприятия мелких реалистических деталей, на которые взрослые зачастую не обращают внимания. Такие беседы оставляют у детей яркие впечатления, оказывая большое эмоциональное воздействие. На занятиях можно использовать экспозиции детских рисунков, подобрав их по тематике и хорошо оформив. Воспитателю надо так построить беседу, чтобы в ходе ее ребенок открывал для себя что-то новое, интересное, а порой и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Обычно все дети активно участвуют в беседе. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности. Дети рассуждают, спорят, доказывают, делают полезные для себя выводы. После обсуждения каждой травмоопасной ситуации воспитатель побуждает детей высказывать свои предложения о том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. В конце беседы после рассматривания иллюстративного материала дошкольники подводятся к самостоятельному выводу — как вести себя в аналогичной ситуации, какие принять меры предосторожности. По окончании занятия для закрепления информации спрашивают детей, что им больше всего понравилось из выставки картинок или рисунков. Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.