Контроль в ДОУ

КОНТРОЛЬ В ДОУ

Контроль является важной и заключительной функцией управления и служит средством осуществления обратных связей. Он входит составным элементом в каждую функцию управления, что позволяет оперативно совершенствовать деятельность ДОУ. В системе управления контрольные функции всегда были в числе приоритетных задач.

Руководство осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного учреждения и законодательством РФ. В ДОУ соблюдается исполнительская и финансовая дисциплина и обеспечивается целевое расходование средств, предусмотренных сметой. В ДОУ имеется необходимая нормативно – правовая документация, регулирующая деятельность образовательного процесса (Устав ДОУ, договор с учредителем, договора с родителями и другие локальные акты).

Одним из наших приоритетов – развитие действенной внутрисадовской системы контроля. Ее важнейшая задача – повышение эффективности за счет предоставления коллективу объективной информации. Руководитель прогнозирует пути развития ДОУ, ставит цели на будущее, а это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации по всем направлениям развития ДОУ.
Являясь одним их главных источников получения информации о качестве работы сотрудников ДОУ, контроль выступает базой для принятия управленческих решений; позволяет установить, всё ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с целями и задачами ДОУ, а также определить пути и методы устранения выявленных недостатков и распространению положительного опыта.

Задачи контроля и проверки руководства заключаются в том, чтобы обеспечить соответствие результатов целям организации. Регулярный контроль текущих дел и прогнозирование их последствий позволяет руководителю проводить корректировку отклонений, необходимую для успешной работы дошкольного учреждения. Процесс контроля тесно связан как с непосредственным исполнением работ, так и с будущими действиями. Предназначение контроля состоит в проверке того, насколько все затраченные усилия способствуют исполнению поставленной задачи.

К осуществлению контроля в ДОУ мы предъявляем следующие требования:

  • Создание единой системы контроля по всем направлениям деятельности ДОУ;
  • Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач ДОУ.
  • Планирование контроля — тщательно намечаемые цели, задачи; контроль по всем направлениям работы, по воспитанию и обучению планируется в единстве).
  • Выявление опыта работы; причин, вызывающих недостатки; выработка эффективных мер по их устранению.
  • Своевременность контроля.
  • Гласное подведение итогов.

Мероприятия, намеченные в результате контроля должны обязательно выполняться.

В системе управления дошкольным учреждением
можно выделить следующие структурные блоки:

1. Родительский комитет, который выбирается и утверждается ежегодно в каждой группе из числа родителей детей, посещающих данную группу. Основными задачами родительского комитета являются:
— Привлечение родителей воспитанников и общественности к организации педагогического процесса.
— Взаимодействие с другими органами самоуправления (общим собранием трудового коллектива, педагогическим советом, Попечительским советом)
— Содействие в оформлении групповых помещений, уголков, развивающей среды, документации и т.д.
— Помощь в организации и проведении массовых мероприятий.
Таким образом, общество, выступая, как партнер, в многообразном процессе воспитания и развития дошкольников, формулирует социальный заказ образованию и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольном учреждении.
2. Общее собрание трудового коллектива, которое занимается вопросами социальной защиты работников, решает вопросы общественной жизни коллектива.
3. Педагогический совет, который рассматривает основные вопросы образовательного процесса ДОУ.

Административный годовой контроль в ДОУ систематизирует все направления контроля в течение учебного года. Контроль осуществляется в соответствии с Положением о внутреннем контроле в ДОУ и планом — графиком контроля на год.
Весь контроль проводится по следующим разделам:
-контроль, включающий нормативно — правовую базу;
-контроль методической работы;
-тематические проверки;
-контроль кадров;
-контроль взаимодействия с социумом;
— контроль работы медицинской службы;
-контроль административно — хозяйственной работы;
-контроль по ТБ и ОТ, ОБЖ и работы обслуживающего персонала;
-контроль над питанием;
-контроль работы обслуживающего персонала.

В управлении ДОУ используются следующие виды контроля: тематический, оперативный, итоговый, самоконтроль.

Контроль проводится в определенной последовательности, используя следующий алгоритм:
Цель контроля – объект контроля – разработка плана контроля – сбор информации — первичный анализ изученного – выработка рекомендаций – проверка исполнения рекомендаций.

Контроль, проводимый в системе, позволяет нам решать следующие задачи:

  • Моделирование, прогнозирование, проектирование желаемого, достойного уровня качества образования на основе анализа существующих достижений.
  • Достижение заданного уровня качества путем обеспечения функционирования образовательной системы и образовательных учреждений в целом.
  • Обеспечение повышения качества.
  • Диагностирование имеющегося уровня качества образования, т.е. проведение мониторинга.